Выбрать страницу

Если бы мы задались целью составить список всего, что может испортить полет на параплане, то на почетном 1-м месте, однозначно, оказалась бы воздушная болезнь (она же — болезнь движения, укачивание, кинетоз и другие названия). А поскольку проблема довольно распространённая, но говорить о ней никто особо не любит, решили написать небольшую, но очень полезную подборку рекомендаций, как с этой проблемой справиться.

На нашем сайте уже есть объемная и очень подробная статья о воздушной болезни с теоретической частью и практическими советами для пилотов и для пассажиров.  Там же — о тренировке вестибулярного аппарата, комплекс упражнений и так далее. Если интересно — почитайте, вот ССЫЛКА. Здесь же — коротко, по существу и только практические рекомендации для пассажиров. Итак, поехали…

Откуда мне знать, укачает меня на параплане, или нет?

Если вам знакомы симптомы укачивания не по наслышке, если раньше когда-то вы уже сталкивались с этой проблемой, то вероятность укачивания в полёте высока. Постарайтесь вспомнить, укачивало ли вас:

  • в автомобиле на извилистых дорогах
  • на качелях, каруселях или аттракционах
  • на корабле
  • в самолёте
  • во время движения в любом транспорте, когда вы попытались читать книгу или использовать мобильный телефон
  • при поездке на сидении, повёрнутом не по ходу движения (часто такие бывают в троллейбусах)

Если хотя бы одна из перечисленных ситуаций вызвала неприятные воспоминания, то шанс познакомиться с симптомами укачивания во время полёта на параплане, мягко говоря, не нулевой

Какие факторы повышают вероятность укачивания в полёте

Даже людей со слабой вестибуляркой укачивает не в любом полёте. Для того, чтобы укачало, воздействие должно быть:

  • во-первых, достаточно интенсивным (в спокойном воздухе не укачает, а в турбулентном — запросто)
  • во-вторых, достаточно продолжительным (первые 5-10 минут всё хорошо, а через 20-30 минут — всё плохо)
  • в-третьих, укачивание может быть дополнительно спровоцировано некоторыми физиологическими состояниями вашего организма, такими как:
    • вы не выспались
    • вас укачало ДО начала полёта (пока ехали к старту)
    • похмельный синдром
    • голод
    • переедание (особенно если вы съели что-то жирное, тяжелое или с резким запахом)
    • приём некоторых лекарств
    • респираторные или другие заболевания, из-за которых вы себя плохо чувствуете (с температурой и насморком вероятность укачивания значительно повышается)
    • у женщин — менструации или беременность
    • общее переутомление или недомагание

Меры, которые следует принять заранее, чтобы не укачало

1) Если вы подвержены морской болезни и понимаете, что может укачать в полёте

  1. Если вы точно знаете, что вестибулярный аппарат у вас слабенький, вас часто укачивает в тренспорте, сообщите об этом пилоту.
  2. Если вам раньше удавалось справиться с воздушной болезнью с помощью таблеток — обязательно примите их.
  3. Попросите выбрать для вас день полёта со спокойной погодой (если это возможно).
  4. Откажитесь от трюков во время полёта (предупредите пилота)
  5. Выберите для начала полёт меньшей продолжительности.
  6. Выезжайте на полёт с хорошим запасом времени. Чтобы после поездки в автомобиле (в которой вас тоже может укачать) успеть восстановиться перед полётом.
  7. Возьмите с собой гигиенический пакет.

Как правильно принимать таблетки от укачивания

Пилот параплана — не врач и не может назначить вам лекарство. Вопрос о том, какой препарат подойдёт именно вам, лучше задать врачу или, на худой конец, аптекарю. И, конечно же, внимательно изучить инструкцию перед приёмом лекарства. Но есть некоторые общие правила, которые позволят сделать приём таблеток более эффективным.

  1. Обычно таблетки от укачивания действуют только в том случае, если их принять ЗАРАНЕЕ (обычно за 15-30 минут) до начала воздействия на ваш вестибулярный аппарат.
  2. Таблетки перестают действовать через некоторый промежуток времени. Поэтому, если полёт продолжительный, то стоит позаботиться о возможности повторного приёма таблетки непосредственно во время полёта (возьмите с собой таблетку и воду, которой её запьёте).
  3. Дорога к месту старта на Ай-Петри — горный «серпантин». Как со стороны Ялты, так и со стороны Бахчисарая, эта дорога очень извилистая и способна ушатать даже крепыша. Поэтому таблетку следует принять ДО поездки. А затем перед стартом — ещё одну.
  4. Если за время поездки на гору вас всё-таки укачало, надо восстановиться, иначе никакая таблетка не поможет. Желательно погулять на свежем воздухе до полного исчезновения симптомов
  5. Избегайте всех факторов и состояний организма, о которых говорилось выше. Например, если понимаете, что заболели — лучше перенести полёт на другую дату.

2) Если вы не знаете, укачает вас или нет. Общие рекомендации для всех

  • В этом случае просто постарайтесь избегать провоцирующих факторов, которые могут поспособствовать укачиванию (описанных выше).
  • Постарайтесь хорошо выспаться перед полётом
  • Не употреблять накануне спиртного
  • Выехать заранее — чтобы, если укачало в автомобиле, успеть восстановиться перед полётом
  • Завтрак должен быть лёгкий, не жирный и без резких запахов.
  • Некоторые источники рекомендуют от укачивания имбирь, но мы не проверяли на себе этот способ. Можете попробовать.
  • Заранее настройте камеру / смартфон, чтобы не заниматься этим в воздухе
  • Гигиенический пакет (на всякий случай) лучше при себе иметь

Как вести себя во время полёта, чтобы не укачало

  1. Смотрите вдаль по ходу полёта. Старайтесь поменьше вертеть головой
  2. Избегайте любых действий со своим мобильным телефоном, фотоаппаратом или камерой. Все настройки лучше выставить заранее, на земле. Не просматривайте в полёте отснятое видео, не общайтесь в соцсетях. К сожалению, многие пассажиры испортили себе полёт именно таким образом.

Что делать, если укачало

  1. Если появились первые симптомы укачивания — не ждите, чтобы стало совсем плохо. Сообщите пилоту. Заход на посадку занимает некоторое время и предполагает вращение в спирали (что само по себе может усугубить проблему). Пилот не сможет ускорить заход на посадку из соображений безопасности, поэтому не затягивайте и не надейтесь, что пройдёт. Сообщите пилоту.
  2. Если «всё, приплыли» — воспользуйтесь гигиеническим пакетом (он же у вас с собой)?
  3. Если пакета нет — постарайтесь, чтобы это произошло НЕ на собственные колени и НЕ против ветра. Подвесная система, в которой вы сидите, очень надёжная и устроена таким образом, что вы не сможете из неё выпасть, когда наклонитесь в сторону. Так же (если вы в состоянии), постарайтесь обратить внимание, откуда дует ветер и в какую сторону пилот крутит спираль и учесть эту информацию, чтобы меньше запачкаться.

Как тренировать вестибулярный аппарат

Ну и напоследок, чтобы не заканчивать на такой (не самой приятной) ноте, пару слов о том, как «проапгрэйдить» свою вестибулярку.

Конечно, если вы решили покататься на параплане один раз и всё, то нет смысла что-то ради этого тренировать. Достаточно воспользоваться советами, приведёнными выше, чтобы сделать свой полёт изумительным и ничем не омрачённым.

Но если вы:

  • планируете полёт сильно заранее (у вас впереди несколько месяцев на тренировку)
  • хотите совершить сногсшибательный долгий маршрутный полёт
  • планируете несколько полётов в разных местах
  • задумываетесь о том, чтобы самому стать пилотом

В этом случае стоит озаботиться тренировкой вестибулярного аппарата.

Подробно можете почитать о тренировке вестибулярного аппарата по ССЫЛКЕ.

Кратко — это:

  1. Активная тренировка — выполнение специальных упражнений:
    • Упражнения с быстрыми движениями головой сидя, потом стоя и во время движения (наклоны вперёд-назад, влево-вправо, повороты и вращения).
    • Те же виды движений головой выполнять с закрытыми глазами.
    • Повороты головы влево-вправо, при этом взгляд направлен в потолок.
    • То же самое, взгляд в пол позади себя.
    • Повороты, наклоны и вращения корпуса.
    • Одновременное вращение туловища стоя и разные наклоны головы.
    • Одновременные прыжки и вращение головы.
    • Бег с резкой сменой скорости.
    • Любые виды кувырков, кульбитов и других акробатических упражнений.
    • Упражнения на брусьях, турнике, кольцах и других гимнастических снарядах.
    • Упражнения на батуте.
    • Плавание стилем кроль с вращением вокруг продольной оси тела: с каждым гребковым движением тренирующийся поворачивается на 180° вокруг продольной оси тела.
    • Прыжки в воду с поворотом на 180°.
  2. Пассивная тренировка — перемещение в пространстве с использованием средств транспорта или специальных тренажеров (центрифуги, качелей, лифтных установок). Из доступных любому человеку средств, можно использовать для тренировки такие:
    • плавание на морском/речном транспорте;
    • качели на детских площадках (движение, похожее на поведение купола в раскачке);
    • карусели (сходство с вращением в спирали);
    • подъемы и спуски в лифтах (имитация движения в потоках);
    • горнолыжные подъемники;
    • любые аттракционы;
    • любой транспорт.
  3. Смешанная тренировка — сочетает активную и пассивную (движения головой и туловищем, выполняемые во время пассивных перемещений).

Искренне надеемся, что наши советы помогут вам избежать укачивания, полёт на параплане станет незабываемым радостным событием и не превратится в тягостное испытание.