Горы Южного берега Крыма: что надо знать парапланеристу

Горные хребты ЮБК ЮБК

Горы Южного берега Крыма — одно из самых красивых и в то же время сложных летных мест в Крыму. Причем сложные условия поджидают везде — и на стартах, и в воздухе, и на посадках.

Что такое «ЮБК» и где тут можно летать на параплане

Под Южным берегом Крыма (ЮБК) подразумевают Большую Ялту и Большую Алушту. Это территория, протянувшаяся от мыса Айя (район Севастополя) до горы Кара-Даг (район Судака).

Южный берег Крыма, горы
Южный берег Крыма, горы

Места стартов в горах Южного берега Крыма

Мест, пригодных для старта здесь много, но самые популярные находятся на плато Ай-Петри. Сюда ведет асфальтированная дорога и это большое преимущество. Самый популярный старт Большой Алушты – гора Южная Демерджи. Из поселка Лучистое на гору ведет грунтовка, пригодная исключительно для автомобилей повышенной проходимости. Или подъем пешком.

Гора Демерджи
Гора Демерджи

Места стартов есть и в Форосе. Технически летать там можно, места очень живописные. Но на сегодняшний день полеты формально запрещены. Остальные места стартов находятся в труднодоступных местах и используются, как правило, в специфических ситуациях. Например, когда закрыт проезд на Ай-Петри. Это и старты Ялтинской Яйлы, и старты Чатыр-Дага, и некоторые малоизвестные старты Ай-Петринской Яйлы.

Основное место стартов в горах Южного берега Крыма – плато Ай-Петри

А если точнее – Байкальский старт, расположенный близ поселка Охотничье. Ай-Петри– это гора в составе массива Ай-Петринская яйла, вытянутого вдоль Южного берега Крыма. Высота горы 1234 м. Ай-Петринский массив простирается с востока на запад на 25 км. Расстояние между его южной бровкой и северными подножиями более 13 км. Направление полёта с Ай-Петри возможно:

  • на восток (в сторону Алушты и Симферополя);
  • на запад (до Симеиза, дальше – запретная зона);
  • при соответствующем ветре, на север.

Горный рельеф Южного берега Крыма

Высота горной гряды, вдоль которой осуществляется полёт, превышает 1200 м в районе старта и постепенно возрастает при движении на восток и уменьшается к западу. К востоку от основного (Байкальского) старта расположены два хребта – Никитский и Пендикюльский. Эти хребты являются основными  и разграничивают котловины и местные бризы. Пендикюльский хребет или хребет Серебряной беседки – это ближайший слева от старта, в сторону Ялты, маленький хребет с ЛЭП на гребне, переходящий в лесистую вершину Магоби. Отделяет ялтинскую котловину с запада от Ай-Петринского скального массива. Бывает так, что термичная погода в Ялтинской котловине еще не сформировалась, а в районе старта уже есть. 

Хребет Пендикюль
Хребет Пендикюль

Никитский хребет, самый большой на ЮБК, отделяет Ялтинскую котловину с востока от Гурзуфской. Его восточная и западная стороны “живут каждая своей жизнью”, в зависимости от освещенности. В интервале между этими хребтами в хорошую погоду перелет, как правило, не составляет труда.

Вид на Аю-Даг с Никитского хребта
Вид на Аю-Даг с Никитского хребта

К западу от старта – начиная от канатной дороги и дальше в сторону Симеиза, склоны превращаются в почти отвесные скальные стенки. Прогреваются они позже, чем хвойные склоны. Потоки резкие и узкие.

Вид на Ай-Петри со стороны Симеиза
Вид на Ай-Петри со стороны Симеиза

Особенности стартов ЮБК

Высокогорные старты, как правило, не позволяют стоять с поднятым крылом дольше 1-3-х секунд. Подняли – взглянули – побежали! Понятие “динамик” в больших горах почти отсутствует, преобладает термодинамик. Чистый динамик возможен, но бывает редко и в основном осенью или зимой.  Термики преимущественно узкие и часто турбулентные с резкими границами плюсов и минусов на наветренной стороне. При полетах над кромкой плато на высоте до 150 м существуют зоны термично-роторной турбулентности. Это участки, где склон или хребет резко  выполаживается, образуя ступеньку. При прогнозе основного ветра более пяти, а особенно  более 6-7 м/с, летать в горах вблизи рельефа вообще не рекомендуется. При позднем (послеобеденном) старте, когда склоны гор уже начинают покрываться тенью, в околоштилевых условиях надо учитывать, что уже мог начаться слив с гор и ветер на посадке (1-3 м/с) может дуть с гор на море.

Оптимальное направление и сила основного ветра для полетов на ЮБК

Прогноз основного ветра 0-3 м/с до высоты 2-2,5 км над уровнем моря – СЗ, С (оптимально); СВ, З, В (приемлемо, а бывает и очень хорошо).

Направление ветра в диапазоне ССЗ – С – ССВ

Перспективно при силе до 2-4 м/с. В этом случае термичка запускает циркуляцию море-суша-горы-море. А основной ветер помогает возвращению бриза в море на высотах 1,5-3 км. А при силе 5-6 м/с вероятность того, что термичка снизу передавит основной ветер на старте (дующий в спину) есть только при наличии хорошего градиента. Бывали случаи, когда со старта можно было наблюдать отличные потоки на расстоянии нескольких сотен метров, а на старте при этом дуло в спину.

При прогнозе ветра восточных направлений (СВ, В, иногда ЮВ)

Особенно при его силе 3-10 м/с (по прогнозу в районе Симферополя). Надо учитывать следующую местную особенность при таком направлении: чем ближе к морю, тем ветер сильнее. На старте ветер может быть слабым, 2-5 м/с. А по мере спуска Вы упираетесь в сильный ветер, который, например, не даст перелететь через хребет Пендикюль  (хребет Серебряной беседки). Эту же особенность следует учитывать при посадке в Гаспре. Ветер может быть настолько сильным, что посадка будет происходить “хвостом вперёд”. Индикатор сильного ветра внизу – “барашки” на море.

При южных направлениях (ЮВ, Ю, реже ЮЗ)

Может возникать эффект усиления ветра в районе старта. Внизу он будет дуть как по прогнозу (2-5 м/с), а в районе старта может раздуваться до 10-12 м/с, усиливаясь по мере увеличения прогрева и ослабевая после 15-16 часов (летом). Это усиление Вы можете встретить уже находясь в воздухе.

Особенности посадки на плато

Посадку наверху нужно осуществлять либо прямо на кромке плато, стараясь вписаться в полосу шириной максимум 15 м. Либо улетать вглубь плато на расстояние 100-500 м – в зависимости от силы ветра и термичной активности. Так, если посадка осуществляется в районе от недостроенного ветряка до телевышки, садиться нужно аж за асфальтовой дорогой. Потому что подсасывание воздуха с плато подходящим потоком может создать слой попутно движущегося воздуха со срезом на малой высоте. В районе телевышки есть контрсклон и садиться лучше не просто за дорогу, а еще дальше нее на 200-300 м.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Ай-Петри и парапланы
Добавить комментарий