Выбрать страницу

С какими ощущениями ассоциируется полёт на параплане? Свобода, восторг, удивление, счастье, адреналин, испуг, победа над страхом…

А вот головокружение, озноб и тошнота в планы тех, кто решился на полет, обычно не входят.

Но, увы, именно эти симптомы часто одолевают в полете не только пассажиров, но даже и некоторых пилотов. Причем, если для пассажира речь идет об испорченном развлечении, то для пилота укачивание напрямую влияет на безопасность полёта и приземления. Кстати, очень распространена ситуация, когда перед полетом пилот-инструктор задает пассажиру вопрос о склонности к укачиванию и большинство уверенно отвечают НЕТ. А в воздухе становится плохо. Почему? В автомобиле не укачивает даже после нескольких часов на самых извилистых дорогах. А здесь не прошло и 10 минут… И почему пассажиров часто укачивает, а пилота — нет? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Что такое укачивание, симптомы

Укачивание — это болезненное состояние, вызванное недостаточной устойчивостью  человека к действию статокинетических раздражителей, возникающих при перемещениях в пространстве. К статокинетическим раздражителям относятся линейные, угловые и сложные ускорения. 

Другие названия этой болезни: кинетоз, болезнь движения, морская, воздушная,  болезнь. 

Первые симптомы болезни движения: бледность, испарина на лбу, частая зевота — следствие понижения артериального давления и пульса. Дальше развивается сонливость, озноб, головокружение, дискомфорт в желудке, тошнота, рвота.

Факты об укачивании

    • Укачиванию подвержены все люди (за очень редкими исключениями, связанными с отклонениями здоровья). При этом интенсивность воздействия, которое понадобится для проявления симптомов укачивания, у всех разная.
    • Вестибулярный аппарат можно тренировать. При этом эффект тренировки не долговечен: начинает снижаться уже через 2 недели и полностью исчезает через несколько месяцев. Избавиться от болезни движения полностью невозможно.
    • Вероятность укачивания резко возрастает, если начать концентрировать взгляд на неподвижном предмете в своих руках. Например, читать или возиться с телефоном, камерой и т.п.
    • И наоборот: если направить взгляд по направлению полета, то вероятность укачивания снизится.
    • Пассажира тандема укачает с большей вероятностью, чем пилота. Даже при условии одинаковой устойчивости органа равновесия у обоих. Так же и водителя автомобиля укачивает крайне редко, но стоит ему пересесть в пассажирское кресло, может укачать.
    • И наоборот, если вы сосредоточены на управлении полетом, шансы избежать воздушной болезни увеличиваются.
    • Эта болезнь, как правило, достается по наследству от кого-то из родителей.
    • Чаще укачиваются люди с пониженным давлением.
    • По статистике женщины подвержены болезни движения чаще, чем мужчины. Возможно, это связано с гормональными колебаниями в организме женщин, обусловленными менструальным циклом. Так, развитие симптомов укачивания может усилиться в период менструации — еще один повод задуматься о заблаговременном планировании полета.
    • Дети грудного возраста почти никогда не укачиваются. Точнее, у них укачивание проявляется иначе, чем у взрослых: карапузы просто засыпают.
    • А вот по мере взросления проблема может начать проявляться. Причем окончательно вестибулярный аппарат формируется приблизительно к 12 годам. Поэтому у детей до 12-15 лет склонность к укачиванию может быть значительно выше, чем у взрослого человека.
  • Болезни движения не подвержены глухонемые люди. Вообще, люди с проблемами слуха часто более устойчивы к укачиванию и это является одной из причин, почему люди преклонного возраста укачиваются реже, чем молодые.
  • Людям, страдающим эпилепсией полёты противопоказаны. Укачивание может спровоцировать приступ.

Из чего состоит и как работает вестибулярный аппарат

*если пугает физиология, этот кусочек можно промотать Орган равновесия состоит из:

  • 2-х вестибулярных мешочков — сферического и эллиптического.
  • 3-х взаимоперпендикулярных полукружных каналов;
Строение вестибулярного аппарата

Строение вестибулярного аппарата

1/ Вестибулярные мешочки наполнены жидкостью — эндолимфой. В мешочках есть специальные рецепторы — чувствительные пятна. Пятна состоят из желеподобной массы, отягощенной кристаллами — отолитами и волосковых клеток:

Строение пятна сферического и эллиптического мешочков

Строение пятна сферического и эллиптического мешочков

Во время движения желеподобная масса с отолитами смещается под действием силы тяжести, сгибая волосковые клетки:Как справиться с укачиванием: можно ли натренировать вестибулярный аппаратИнформация от волосковых клеток поступает в мозг и трансформируется в информацию о положении головы или об ускорении. 2/ Полукружные каналы расположены под прямым углом друг к другу, охватывая все три плоскости трехмерного пространства. Такое размещение полукружных каналов позволяет человеку выявлять движение во всех направлениях. Полукружные каналы так же наполнены жидкостью — эндолимфой. В утолщениях каналов — ампулах, находятся так называемые гребешки, похожие по своему строению на чувствительные пятна мешочков. В гребешках так же есть чувствительные волосковые клетки и желеподобная масса (здесь она называется «купол«). Но в куполе отсутствуют отолиты и поэтому он не реагирует на гравитацтонную силу тяжести.

Строение полукружных каналов, гребешка и волосковой клетки

Строение полукружных каналов, гребешка и волосковой клетки

Когда человек начинает движение, полукружные каналы начинают двигаться вместе с телом. При этом эндолимфа запаздывает и на время остается неподвижной. Из-за этого гребешок смещается эндолимфой в направлении, противоположном направлению движения. По мере продолжения движения, жидкость полукружных каналов «догоняет» купол и стимулирование прекращается. Поскольку смещение купола наиболее интенсивно при изменении скорости движения головы, эта система выявляет, прежде всего, именно изменения в интенсивности движения.

Почему вестибулярка даёт сбой?

В отличие от остальных органов чувств, вестибулярный аппарат НЕ имеет непосредственного контакта с внешней средой: он полностью закрыт внутри черепа.

Информация о положении тела, которую получает мозг от органа равновесия, сопоставляется с той, которая приходит от других анализаторов, прежде всего, зрительного:

Информация о положении тела, поступившая в мозг от вестибулярного аппарата, сопоставляется с полученной от зрительного анализатора

Информация о положении тела, поступившая в мозг от вестибулярного аппарата, сопоставляется с полученной от зрительного анализатора

Причины укачивания

  1. Повышенная возбудимость вестибулярного аппарата под действием неестественно интенсивных нагрузок. Полёт, так же как и пребывание на корабле в штормящем море — это НЕ естественное для сухопутного существа состояние. Следствием становится чрезмерное стимулирование головного мозга.
  2. Сенсорный конфликт, когда вестибулярный аппарат и другие анализаторы (глаза) шлют в мозг противоречивые сигналы. От зрительного анализатора одна информация, от вестибулярного — другая. Организм не знает, как реагировать, происходит выброс гормонов стресса, наченает колебаться давление и пульс. По какой-то непонятной причине мозг реагирует на шквал сумбурных сигналов от вестибулярного аппарата как на отравление и реагирует соответственно: провоцирует рвоту.
  3. В разных видах транспорта укачивание провоцируют разные виды воздействия: В автомобиле это, прежде всего, линейное ускорение или замедление. На горной дороге-серпантине добавляются повороты. На корабле основное воздействие — раскачка на волнах. В полёте укачивание провоцируют как потоки (подъем или снижение), так и повороты, вращение в спиралях, раскачка.

Космическая болезнь — не то же самое, что морская или воздушная. Причина космической болезни противоположная: недостаточное стимулирование мозга, обусловленное невесомостью.

Кто в группе риска?

Кого укачает с большей верятностью?

  • Детей до 15 лет и женщин.
  • Гипотоников (людей с пониженным давлением).
  • Если вас УЖЕ укачало в машине по пути к старту — в полете симптомы только усилятся.
  • Вероятность воздушной болезни выше, если вы не выспались.
  • Или если вы употребляли алкоголь.
  • Если у вас заложен нос или есть другие признаки респираторных заболеваний — укачает почти наверняка.
  • Склонность к укачиванию зависит от образа жизни и состояния здоровья. Если у вас сидячая работа, вы редко ездите в транспорте, не занимаетесь спортом, вероятность укачивания выше.

Кого, скорее всего, НЕ укачает?

  • Опытного водителя, пилота, моряка, любителя трюков или аттракционов.
  • Человека, который часто путешествует в транспорте, особенно в кораблях и самолетах.

Как натренировать вестибулярный аппарат?

Да, орган равновесия поддается тренировке.

Что такое вестибулярная тренировка

Это система упражнений, повышающих статокинетическую устойчивость при активных и пассивных перемещениях в пространстве

При повторных воздействиях статокинетических раздражителей развивается адаптация вестибулярного аппарата и других анализаторов, реагирующих на перемещение в пространстве. Кроме того, совершенствуется взаимодействие между анализаторами, снижается возбудимость соответствующих нервнорецепторных образований, усиливается контролирующая роль коры головного мозга в проявлении вестибулярных реакций.

Вестибулярная тренировка бывает трех видов:

  • Пассивная — перемещение в пространстве с использованием специальных тренажеров (например, центрифуги, качелей, лифтных установок) или средств транспорта.
  • Активная — выполнение специальных движений (возможно как с использованием специальных устройств, так и без них).
  • Смешанная, при которой сочетаются активные движения и пассивные перемещения (движения головой и туловищем, выполняемые во время пассивных перемещений).

К сожалению, вестибулярная тренировка иногда не срабатывает. Встречаются люди, не поддающиеся тренировке и даже такие, у которых в процессе тренировок состояние ухудшается. Но это — крайне редко. Зато довольно часто один и тот же человек может обладать высокой устойчивостью к воздействию, например, линейного ускорения, потому что много ездит на автотранспорте. И этого же человека беспощадно укачивает в воздухе при вертикальных перемещениях в потоке, потому что к такому движению он не привык. Действительно, при тренировке органа равновесия эффективнее всего работают именно те воздействия, с которыми впоследствии предстоит иметь дело. В случае полетов на параплане это — полёты на параплане. Но и перекрестный эффект адаптации тоже имеет место. Поэтому в периоды отсутствия погоды полезно тренировать вестибулярку любыми доступными способами. Как с помощью пассивных перемещений, так и специальных упражнений (активная вестибулярная тренировка). Для всех видов вестибулярной тренировки следует соблюдать следующие правила:

  • постепенность увеличения нагрузки;
  • установление оптимальной частоты тренировок;
  • периодичность применения максимальной нагрузки.

Доступные средства пассивной вестибулярной тренировки

Даже не имея доступа к специальным тренажерам, можно оглянуться вокруг и найти доступные любому городскому жителю способы прокачать вестибулярку. Например:Как справиться с укачиванием: можно ли натренировать вестибулярный аппарат

  • плавание на морском/речном транспорте;
  • качели на детских площадках (движение, похожее на поведение купола в раскачке);
  • карусели (сходство с вращением в спирали)
  • подъемы и спуски в лифтах (имитация движения в потоках);
  • горнолыжные подъемники;
  • любые аттракционы;
  • любой транспорт.

Упражнения для тренировки вестибулярного аппарата

Вот вам упражнения на любой вкус, в том числе доступные в домашних условиях. Все упражнения вначале выполнять медленно и плавно, со временем — ускорять. 1. Специальный комплекс упражнений с быстрыми движениями головой (разработал А. И. Яроцкий). Комплекс движений выполняется в темпе примерно 2 движения в секунду в такой последовательности: голову поворачивают вправо, влево, подымают вверх и опускают вниз, наклоняют в стороны и вращают по ходу и против часовой стрелки. Каждое из перечисленных движений выполняется в указанном порядке в течение 1 минуты. Выполнение всего комплекса занимает 5 минут. Сначала его выполняют сидя, потом стоя и во время движения. В начале тренировки комплекс выполняется один раз, при хорошей переносимости — два и больше.Как справиться с укачиванием: можно ли натренировать вестибулярный аппарат2. Все те же виды движений головой (наклоны вперёд-назад, влево-вправо, повороты и вращения) — выполнять с закрытыми глазами в течение 30 секунд. Постепенно увеличивать продолжительность до минуты. Рекомендуется сочетать это упражнение с дыхательной гимнастикой: перед началом сделать вдох и далее в течение 30 секунд — медленный выдох одновременно с выполнением движения. 3. Повороты головы влево-вправо, при этом взгляд направлен в потолок. 4. То же самое, взгляд в пол позади себя. 5. Повороты, наклоны и вращения корпуса. 6. Одновременное вращение туловища стоя и разные наклоны головы. 7. Одновременные прыжки и вращение головы. 8. Бег с резкой сменой скорости.Как справиться с укачиванием: можно ли натренировать вестибулярный аппаратКак справиться с укачиванием: можно ли натренировать вестибулярный аппарат9. Любые виды кувырков, кульбитов и других акробатических упражнений. 10. Упражнения на брусьях, турнике, кольцах и других гимнастических снарядах. 11. Упражнения на батуте. 12. Специальный способ плавания стилем кроль с вращением вокруг продольной оси тела: с каждым гребковым движением тренирующийся поворачивается на 180° вокруг продольной оси тела. 13. Прыжки в воду с поворотом на 180°.

Как справиться с укачиванием — советы

Существует всего два способа побороть болезнь движения:

  1. Медикаменты.
  2. Тренировка вестибулярного аппарата.

Таблетки могут быть достаточно эффективными, но они действуют непосредственно на центральную нервную систему и влияют на способность управлять транспортом. К тому же, со временем к подобным таблеткам развивается привыкание и эффективность снижается.

Поэтому пилотам принимать таблетки от укачивания категорически нельзя. А вот пассажирам — можно.

Как быть пилотам со склонностью к воздушной болезни

1. Единственный 100%-но надёжный способ повысить свою устойчивость к воздушной болезни — это регулярные полёты. Для того, чтобы перестало укачивать в воздухе, надо часто летать. 1 раз в неделю по выходным — не достаточно. Летать при каждой возможности. При этом продолжительность полётов увеличивать постепенно. 2. Если погода длительное время совсем не лётная или нет возможности летать по другой причине — поддерживаем тренированность вестибулярки любыми доступными способами: — плаваем на катерах или других водных суднах; — катаемся на аттракционах; — катаемся на качелях и каруселях на детских площадках; — во время поездок в транспорте (в качестве пассажира) увеличиваем нагрузку на вестибулярку. Это может быть чтение книги или смартфона, наклоны и повороты головы, попеременная концентрация взгляда на разных предметах в салоне автомобиля и за окном; — выполняем специальные упражнения; — общая физическая подготовка. Любая физическая нагрузка повышает адаптивные способности всех систем организма, органа равновесия в том числе. 3. Если во время полёта появились симптомы укачивания — СРАЗУ идти на посадку. Само не пройдёт. Повторный старт только после полного исчезновения симптомов. 4. Не принимать таблетки от укачивания ни в коем случае!

Что делать пассажирам

1. Если вы знаете о своей (даже небольшой) склонности к укачиванию — примите таблетку (Драмина, Аэрон, Авиа-море, Вертигохель, Кинедрил, Коккулин и другие). Не стоит портить себе полёт. 2. Если укачало ещё в автомобиле по пути к старту — не поможет даже таблетка. Обязательно сообщите пилоту. Вам надо погулять по плато, подышать и дождаться полного исчезновения симптомов. И только после этого принять таблетку. 3. Внимательно прочтите инструкцию к таблеткам. Обычно их надо принимать за 15-30 минут до начала полёта. 4. Если полёт запланирован продолжительный (маршрут), то надо позаботиться о возможности принять следующую таблетку прямо в воздухе. Иметь в доступном месте таблетку и бутылочку с водой. 5. Накануне полёта: — выспаться; — не употреблять алкоголь; — если есть симптомы респираторного заболевания (насморк, воспалительные процессы в дыхательных путях) — возможно, стоит отказаться от полёта. Всё это дополнительно провоцирует укачивание; — поесть за 2-3 часа до полета. Еда должна быть достаточно калорийной, но не слишком жирной и без резких запахов. Избегайте молочных продуктов. Пустой желудок не спасет вас от укачивания, скорее наоборот, будет дополнительным провоцирующим фактором. 6. Во время полета стараться не провоцировать укачивание: — Смотрите по ходу движения, старайтесь НЕ поворачивать и НЕ наклонять голову. — Сведите к минимуму манипуляции с камерой или смартфоном. Постарайтесь настроить свои гаджеты заранее, на земле. Не просматривайте отснятое видео или фото во время полёта.

Записаться на полет на параплане в Крыму с инструктором

Чем пилот-тандемщик может помочь пассажиру

1. Предупредить пассажира о возможности укачивания, порекомендовать принять таблетку 2. Очень желательно иметь при себе таблетки на случай, если пассажир забыл. 3. Если пассажира начало укачивать в авто на серпантине (по дороге к старту), высадить из машины и предложить прогуляться несколько витков серпантина вверх через лес пешком. 6. В воздухе незначительный позитивный эффект может иметь передача клевант управления пассажиру (при условии адекватности пассажира и мягкости погоды). 4. Если у пассажира появились жалобы — не надеяться, что пройдёт, идти на посадку. 5. Предварительно оговаривать с пассажиром финансовые вопросы на случай, если полёт придется прервать раньше времени из-за укачивания.

Что делать, если воздушная болезнь победила

  1. Если затошнило, не надеяться что пройдёт.
  2. Пилоту — улететь в спокойное, нетурбулентное место.
  3. Пассажиру — сообщить пилоту о своём самочувствии, попроситься на посадку.
  4. Перегнуться в сторону, по ветру, чтобы не испачкать подвеску и спровоцировать рвоту. После этого станет немного легче, но всё равно надо идти на посадку.

Если вы дочитали до конца и вам было интересно, делитесь в социальных сетях и пишите комментарии. А для самых усидчивых рекомендуем получасовой фильм на тему болезни движения.