Как выбрать параплан

О снаряжении

Вы завершили курс обучения и поняли: парапланеризм – Ваш спорт. Пора покупать собственное крыло. Ответственность момента очевидна. Правильный выбор параплана  – это не только комфортные и увлекательные полеты, но и безопасность.Первое, на что следует обратить внимание при выборе параплана – его класс.

Класс параплана

Класс параплана определяется по результатам сертификации в специальных организациях.

Для прохождения сертификации производитель отправляет на испытания два одинаковых параплана. Один из них тестируется на прочность, второй – на выход из опасных режимов.

Системы сертификации парапланов

Существует несколько систем сертификации:

  • французская AFNOR;
  • немецкая LTF;
  • единая европейская CEN.

Как они соотносятся между собой и пилотам какого уровня подходят, можно увидеть в таблице:

Системы сертификации и классы парапланов
Системы сертификации и классы парапланов

Парапланы класса А

Считаются наиболее безопасными, поскольку максимально задемпфированы. То есть, обладают самой высокой способностью выходить из опасных режимов без активных действий пилота.

Если Вы только собираетесь учиться летать или уже прошли курс обучения, но владеете крылом еще недостаточно уверенно, Вам подойдет параплан А-класса.

Правда, эти купола обладают и самыми низкими летными характеристиками. Когда Вы начнете летать регулярно, скорее всего сами почувствуете, что «выросли» из этой модели, что ее летных свойств Вам уже не хватает.

В первую очередь вы ощутите это, когда начнете летать в более сложных метеоусловиях. Не сможете пробиться через сильный встречный ветер из-за низкой скорости, не сможете выпарить в слабых потоках из-за большого снижения в спирали и т.п.

Парапланы класса В

Подходят, прежде всего, пилотам, которые завершили обучение и имеют уже небольшой налет. А так же тем, кто летает давно, но не регулярно.

Эту модель можно назвать оптимальной по соотношению «безопасность / летные характеристики». Даже среди пилотов с многолетним стажем можно встретить тех, кто отдает предпочтение парапланам именно этого класса. Потому что они позволяют чувствовать себя в небе достаточно комфортно и расслабленно. А летных характеристик вполне хватает даже для сложных маршрутов.

Более амбициозные пилоты, которые уверенно чувствуют себя в небе, а так же начинающие спортсмены, решившие попробовать свои силы на соревнованиях, выбирают модели класса С.

Парапланы класса С

Эти парапланы требуют уверенного обращения с крылом и глубоких познаний в теории. Парапланы этого класса далеко не всегда самостоятельно выйдут из сложения, уверенный навык активного пилотирования является обязательным условием.

Парапланы классов D и «Competition»

Подходят только продвинутым пилотам и используются преимущественно на соревнованиях.

Ответственность за выход из опасных режимов несет сам пилот. Летные характеристики этих моделей предельно высоки. Но достигается это, как правило, за счет снижения параметров безопасности.

Летно-технические характеристики парапланов

Следующий важный при выборе параплана момент – его летно-технические характеристики. Здесь у разных моделей в рамках одного и того же класса могут быть заметно смещены акценты. Это позволит выбрать крыло, идеально подходящее вашему индивидуальному стилю пилотирования.

При покупке учебного крыла можно на этом не зацикливаться, а вот если некоторый опыт уже есть и Вы понимаете, чего хотите, то уточнить особенности управляемости параплана будет полезно.

Информацию по некоторым из них (путевая скорость, аэродинамическое качество и т.п.) вы найдете в описании, предоставленном производителем. Чем лучше крыло, тем выше эти показатели.

Другой важный источник информации – отзывы пилотов, которые уже испытали ту или иную модель (на тематических форумах, в группах соцсетей, личных блогах, при непосредственном общении). Несмотря на субъективность, полученная информация может оказаться весьма полезной.

Опишем самые, на наш взгляд, интересные характеристики:

  • Информативность клевант
  • Динамичность купола
  • Агрессивность управления
  • Поведение в спирали
  • Плоский разворот
  • Дифференцированное управление

Информативность клевант

Степень нагруженности или прослабления клевант позволяет пилоту определять, что происходит с куполом.

Жесткие, нагруженные клеванты обладают высокой информативностью, делают связь пилота с парапланом четче. Пилот мгновенно считывает руками всю информацию и оперативно реагирует. Важное условие для парапланов и пилотов высокого класса.

Мягкие клеванты малоинформативны, подходят новичкам и парапланам с высокими параметрами безопасности.

Большинству пилотов подходит средний вариант, при котором клеванты достаточно информативны: при увеличении хода они имеют хорошо выраженную загрузку, по мере приближения к срывному режиму – ощутимый разгруз, дают пилоту возможность управлять, не глядя на крыло. При этом не требуют слишком резкого, агрессивного управления.

Динамичность купола

Его поведение в забросах и раскачках. Учебные купола стремятся гасить колебания, в то время, как спортивные крылья требуют от пилота внимания и активного участия.

Агрессивность управления

Характеризует подвижность купола: усилие и время воздействия на клеванту, требуемое для вхождения в вираж. Подвижные модели позволяют эффективнее выкручивать узкие потоки. Высокая подвижность требует высокого уровня мастерства и свойственна акро-куполам или моделям для фристайла.

Поведение в спирали

Свойство параплана менять радиус спирали: сужать или расширять ее. В идеале, сужение спирали должно осуществляться без «заныриваний» в неконтролируемое вращение с ускорением. А расширение – без попыток «вывернуться» в прямолинейный полет.

Плоский разворот

Способность к развороту с минимальным креном и, как следствие, минимальным снижением. Полезное свойство при выполнении спиралей в слабых и широких потоках.

Дифференцированное управление

Способность к разному поведению при различных способах управления корпусом и клевантами. Чем шире диапазон поведения купола от спокойного полета с плоскими разворотами до агрессивного управления с высокой динамикой, тем более универсальным считается крыло для разных условий.

Выбор размера параплана

После того, как Вы определились с моделью параплана, остается выбрать подходящий размер в зависимости от вашего веса. Для разных моделей соотношение «площадь крыла / вес пилота» отличается.

Как правило, спортивные купола имеют большее удлинение (отношение размаха крыла к средней хорде). Они более узкие и длинные и их площадь, соответственно, меньше по сравнению с учебными.

Производители выпускают каждую модель в нескольких размерах и указывают в паспорте так называемую «вилку весов». То есть, допустимый минимальный и максимальный вес пилота вместе со всем снаряжением, приборами и средствами защиты (как правило, это вес пилота +17 кг).

Все указанные производителем характеристики крыла будут соответствовать описанию лишь в том случае, если Вы вписываетесь в «вилку».

Какой лучше выбрать?

  • Если Вы только учитесь или собираетесь учиться летать на параплане, Вам подойдет крыло А-класса.
  • Если Вы завершили обучение и немного освоились в небе, покупайте параплан класса B. Этот же вариант может подойти опытным пилотам, летающим редко.
  • Класс С хорош для опытных пилотов и начинающих спортсменов.
  • Парапланы класса D и «Competition» – варианты для рекордов и соревнований.
  • Теперь вы знаете, как выбрать параплан. Самое время применить наши советы на практике!

Если статья была полезна – делитесь в соцсетях

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
Поделиться с друзьями
Ай-Петри и парапланы
Добавить комментарий