Маршрутный полет с Ай-Петри в сторону Симферополя

Старты "Нычка" и Восточный на карте Маршруты

Разбираем один из самых популярных крымских маршрутных полетов на параплане с Ай-Петри в направлении  Симферополь. Основные хребты, дежурные потоки и проблемные места.

Надеемся, будет полезно начинающим пилотам, которые учатся летать маршруты. Ну и приезжим, особенно без опыта полетов в горах. Всем, кто впервые решился на это увлекательное приключение. И тем, кто уже попробовал, но не получилось.

Сразу после старта: дежурный поток у телевышки и хребет Пендикюль

Итак, вы в воздухе. В зависимости от условий (о них ниже) или летим сразу в сторону Ялты, или сначала набираем высоту в дежурном потоке.

Дежурный поток в районе телевышки

Ближайший к старту дежурный поток ищем в районе телевышки. Летим на запад (вправо) от старта, в сторону зубцов. В потоке желательно выкрутить минимум 100, а лучше 300-500м.

Это может быть необходимо для гарантированного преодоления хребта Пендикюль и перелета в Ялтинскую котловину. В первую очередь хороший запас высоты потребуется при восточащем ветре. Потому что перед хребтом при восточных направлениях льет.

Преодоление хребта Пендикюль (хребет Серебряной беседки)

Это ближайший небольшой хребтик к востоку от старта. Со старта он отлично виден. Отделяет Ялтинскую котловину с запада. Один из ориентиров – расположенная на нем смотровая площадка – “Серебряная беседка”. Ее хорошо видно с воздуха.

Хребет Пендикюль
Хребет Пендикюль

Если по прогнозу есть восточная составляющая ветра, то перелетать через хребет нужно с достаточным запасом высоты. В районе Кругозора (смотровая площадка возле метеостанции) запас высоты должен быть более 100 м над точкой старта. 

Если при приближении к этому хребту  после кругозора у вас высоты меньше 50 м над стартом и начинает лить -2  -3 и более,  в течение 3х секунд и более, меняйте курс и летите на Серебряную беседку.

Если при подлете к беседке есть сомнения, получится ли перелететь – поворачивайте направо, на посадку в Гаспру (на поля). Потому что в 50% случаев эти сомнения заканчиваются на деревьях ниже беседки.

При других направлениях ветра проблем с перелетом через Пендикюль, как правило, не возникает. В этом случае может и не потребоваться предварительный набор в дежурном потоке в районе телевышки. 

2/ Таракташ и скальный гребень-отторженец

Если удалось перелететь в Ялтинскую котловину, нас ждет серия небольших дежурных потоков на расстоянии приблизительно 1,5 км вдоль кромки.

Интервал Пендикюль – Ставри-Кая

Дежурные потоки

  • Ложка
  • Таракташская тропа (место выхода тропы на плато)
  • Скальный гребень-отторженец
  • Хребет за отторженцем (по которому проходит Таракташская тропа)

Теперь подробно об этом участке

Сразу после перелета через Пендикюль двигаться можно (но не обязательно), прижимаясь к склону над осыпью. Иногда там можно найти что-то по мелочи, но хороших потоков, как правило, не бывает. Эта затея имеет смысл только в случае приличного запаса высоты. В противном случае лучше лететь в сторону Ставри-Каи напрямую.

ВАЖНО! Пролетая скалы (отторженец) Таракташа, не залетайте за них, если ваша высота ниже кромки! Можно там и остаться.

Скалы Таракташа

Хребет Таракташ (с крымскотатарского языка «таракъ таш» — «каменный гребень») – одна из достопримечательностей горной Ялты. И самое живописное место здесь – слоистые скалы (отторженец), которые и в самом деле похожи на гребень. 

Полет между скалистой кромкой плато и слоистым отторженцем на высоте ниже уровня плато в этом месте опасен попаданием в термично-роторную зону (были случаи).

На подлете к скалам Таракташа у вас есть два безопасных направления полета в зависимости от высоты:

1/ Если вы визуально находитесь выше уровня плато в районе отторженца

Все хорошо, можете спокойно лететь дальше.

2/ Если вы снизились и приближаетесь к уровню скальной кромки

Поворачивайте в сторону моря так, чтобы ваша траектория проходила над отторженцем или на его наветренной стороне.

При любых сомнениях относительно высоты, летите сразу с наветренной стороны отторженца или над ним.

За слоистыми скалами Таракташа – небольшой хребтик, по которому проходит таракташская тропа.

Верховье водопада Учан-Су и скала Ставри-Кая

Дежурный поток в районе скалы Ставри-Кая

Летим от Таракташа дальше, видим ложку в верховье водопада Учан-Су. Она  заканчивается хребтом Ставри-Кая. Над хребтом, как правило, дежурит мощный поток.

Ставри-Кая (греч. “ставрос” — крест, он установлен на этой скале) — мощная скала с крутыми обрывами на север, восток и юг. Вершина скалы слегка округлена. Высота 663 м.

Внизу под скалой видна штатная посадка

Дальше до хребта Иограф встретится несколько дежурных потоков. Их стоит обрабатывать только в том случае, если высота на уровне кромки или ниже. Чтобы не провалиться совсем низко (потому что чем ниже, тем хуже). По 1-3 спиральки. Если высоты хватает, можно лететь прямиком к Иографу: там поток есть всегда.

Дежурные потоки в интервале Ставри-Кая – Иограф

  • После скалы Саври-Кая, на долете к хребту Иограф, будет еще один очень маленький хребтик. Там дежурит поточек, но усердствовать с его обработкой нет смысла. Разве что 1-3 спирали в случае дефицита высоты.
  • Дальше – массивный скальник, возле него неплохой подъем, но поток узкий и не дает большой высоты.
  • За скальником, приблизительно в 400-500 метрах есть не очень выраженный хребет, в середине которого когда-то был пожар (осталось немного горелых деревьев). Здесь есть очень хороший дежурный поток.

Иограф. Мощный дежурный поток

Над хребтом Иограф формируется многоядерный широченный  поток. Здесь имеет смысл выкрутить максимально.

Кизил-Кая. Два дежурных потока

Кизил-Кая – это следующий за Иографом хребет. Здесь есть два дежурных потока:

  1. У его основания и у его начала от плато
  2. Над его скалистой обрывающейся частью ближе к морю. Там есть триангуляр, но его с воздуха плохо видно: сливается.

 

Хребет Кизил-Кая
Хребет Кизил-Кая

На хребте Кизил-Кая желателен набор от уровня плато 200, а лучше 300 м. Там довольно приятный, хотя и узкий поток. Потому что дальше примерно километр вы будете лететь вообще без каких-либо подъемов (до выхода тропы с Лапаты на плато).

Гора Лапата и хребет Баланын-Каясы

Дежурные потоки между хребтами Кизил-Кая и Никитским:

  1. Поляна в лесу
  2. Скальный пояс
  3. Газовая нитка

Когда вы увидите поляну в лесу, обрамленную соснами, можете поискать в районе нее – иногда бывают потоки (на долете к поляне, над хребтом).

Дальше если вы перелетаете на хребет от Лапаты на уровне кромки, можно сразу соваться дальше, не тратить время на попытки набора.

Если высота здесь – на уровне кромки или выше, можно соваться дальше. Если высота меньше уровня кромки и при этом начнет садить, есть шанс приземлиться на эту поляну, а она стремная.

Летим к протяженному скальному поясу. Вдоль него, как правило, есть термодинамик (всегда, когда светит солнце).  А там, где маленький хребтик, периодически сходит довольно мощный поток.

Скальный пояс
Скальный пояс

Дальше подлетаем к газовой нитке. Там, где она спускается вниз. С воздуха она угадывается. Хотя саму трубу и не видно, видна просека. В этом месте всегда есть поток.

Набираем высоту. Это точка, в которой можно и нужно набрать максимально, чтобы упростить себе перелет через Никитский хребет.

Никитский хребет: три варианта перелета

Вид на Аю-Даг с Никитского хребта
Вид на Аю-Даг с Никитского хребта

Вариант 1: в районе перевала

Если высота здесь 1900 м над уровнем моря и более, то есть шанс перелететь через Никитский хребет в его верховье, где перевал.

Вариант 2: рыжая сыпуха

Если высота меньше 1900 м – всё еще можно попытать счастье перелететь на уровне перевала. Но, как только стало понятно, что “счастье” не случилось, надо сворачивать. Второй вариант перелета через НХ – чуть ближе к морю, чем желтая сыпуха.

Обычно в этом районе дежурит хороший широкий поток. Но, если прилететь туда на уровне 20-30 м над соснами, придется потрудиться, набирая высоту в мощных коротких пыхах. Оно довольно стремно плюётся (чуть южнее сыпухи, между плохо видным озерцом и рыжей сыпухой). Если набрать здесь достаточно высоты не удалось, летим через торец.

Вариант 3: торец

Третий вариант перелета Никитского – через торец. Перелетаем на южную сторону, обращенную к морю. Там на торце практически всегда есть пульсирующий поток (от +0.5 до +5-6).

Еще чуть дальше теле-антенны есть наклонный скальник, там тоже может быть поток, но обычно он включается позже 13-14 ч, когда солнце туда подворачивает.

С торца набираете, перелетаете в сторону беседки ветров. Не долетая беседки ветров есть скальник, выступающий к морю, над ним так же есть неплохой поток.

Дальше – хребет, поднимающийся к беседке ветров, над ним тоже дежурит поток.

Чем выше вы будете в районе беседки ветров, тем меньше будет проблем при перелете на Караул-Каю, это выступающий хребет в сторону Медведь-горы. Потому что в этом месте, между беседкой ветров и Караул-Каей, как правило, нет достаточно хороших потоков. Точнее, они могут быть, но в основном короткие, много высоты набрать не получится.

Информация про маршрутный полет на параплане Ай-Петри – Симферополь  будет дополнена в ближайшее время. Не забудьте заглянуть сюда позже…

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Ай-Петри и парапланы
Добавить комментарий