- Несколько пунктов, которые касаются всех ай-петринских парапланерных стартов
- Место старта: «Байкальский», основной старт
- Варианты размещения крыла на Байкальском старте
- Под кромкой на склоне, справа от сосны с поломанной вершиной
- Старт с кромки
- Старт дальше, чем с кромки, но ближе, чем дорога
- Из-за дороги
- С раскатанного квадрациклистами холмика, правее (западнее) старта
- Место старта: «Шарик» (Ай-Петринский меридиан)
- Старт “Ветряк”
- Посадки
Парапланерные старты “Байкальский”, “Ветряк” и “Шарик” расположены на плато Ай-Петри возле поселка Охотничье. Старты находятся недалеко от дороги, чем и обусловлена их популярность.
Несколько пунктов, которые касаются всех ай-петринских парапланерных стартов
- Не пытайтесь стоять с крылом дольше 1-3х секунд. Высокогорные старты, как правило, этого не дают сделать. Подняли – проверили – побежали.
- На всех ай-петринских стартах погода ранняя: в 9 утра часто уже есть потоки.
- Важно! Старты находятся на территории заповедника, машины ставить или в поселке, или за стартом на асфальтовой дороге.
Место старта: «Байкальский», основной старт
Координаты: 44.465276, 34.062914
Ориентация старта: ЮВ
Высота: 1200 метров
Уровень сложности: умеренная
Байкальский старт:
Варианты размещения крыла на Байкальском старте
Есть пять вариантов размещения крыла для старта:
- Под кромкой на склоне – справа от сосны с поломанной вершиной
- Старт с кромки
- Старт дальше, чем с кромки, но ближе, чем дорога
- Из-за дороги
- С раскатанного квадрациклистами холмика, правее (западнее) старта
Рассмотрим подробно каждый из них.
Под кромкой на склоне, справа от сосны с поломанной вершиной
Старт без права на ошибку. Не рекомендуется пилотам с небольшим налетом, а так же и тем пилотам, которые не умеют стартовать с крутого склона. Крыло раскладывается прямо окнами на тропинку или чуть ниже.
Старт под кромкой:
Старт с кромки
Категорически не рекомендуется использовать в штиль. Пилот стоит на кромке. Крыло лежит на тропинке плюс-минус 2 метра и, как правило, надуто ветром. Старт получается довольно простой, с незначительной тенденцией к “выстреливанию”. У Вас мало времени на визуальный осмотр крыла и принятие решения о прекращении старта до точки невозврата, отрыв от земли возможен до разворота.

Старт и полет с кромки Байкальского старта в сторону Ялты:
Старт дальше, чем с кромки, но ближе, чем дорога
Поднимать крыло обычно сложнее, чем с кромки, но отодвигается точка невозврата. При ветре от 2 м/с и, особенно, когда через старт проходит поток, разложенное крыло будет находиться в зоне штиля или даже обратных завихрений, заваливающих окна.
Изначальный рывок для “глотка” воздуха должен быть мощным и по мере подъема крыла Вы смотрите на его реакцию, с готовностью снизить усилие до нуля. Это связано с тем, что на высоте 2-4 м уже дует встречный ветер с вертикальной составляющей, который может стать причиной “выстреливания”, если не снизить усилие по выводу.
ВНИМАНИЕ! “Выстрелившие” соседи могут упасть Вам в купол или в стропы.
Из-за дороги
Относительно безопасный и простой вариант старта в этом месте, но бывает сложно добежать до кромки (это около 20 метров): требуется хорошее чувство крыла. Здесь так же может образоваться штилевая зона, но при штилящем, до 3 м/с ветре. Здесь “выстреливших” соседей почти не бывает.
С раскатанного квадрациклистами холмика, правее (западнее) старта
Используется при восточащем направлении ветра, в штиль, когда основной старт перегружен парапланеристами. Не рекомендуется пилотам с малым налетом и не умеющим стартовать с крутого склона. После подъема крыла Вам придется подвернуть направо.
Место старта: «Шарик» (Ай-Петринский меридиан)
“Шарик” – жаргонное название, которое закрепилось за “Ай-Петринским меридианом” – геодезическим знаком водных изысканий Крыма.

Стартовать от “шарика” выгодно в слабых условиях, когда с основного старта есть шанс не перелететь хребет. Стартуя от “шарика”, вы долетите до него с меньшей потерей высоты. К “шарику” меньше идти пешком от метеостанции.
Уровень сложности: в зависимости от условий – от умеренного до сложного. Не рекомендуется при штилящем ветре Ю, ЮЗ направлений. Справа старт ограничен соснами, сзади – “шариком”. Больше двух, максимум трех куполов здесь разложить почти нереально. Внизу – дорога со стенкой.
Старт “Ветряк”
Это место старта было популярно раньше, сейчас почти не используется, т.к. не имеет преимуществ в сравнении с другими. Крыло раскладывается на отрицательном уклоне, пилот стоит в 1-2 метрах от кромки. Склон крутой и каменистый.

С Ай-Петри можно улететь на маршрут как в сторону Алушты, так и в сторону Фороса.
Посадки
Садиться на вершину надо или возле самой кромки, или совсем далеко – за асфальтовой дорогой. Иначе можно попасть в роторную зону.
Ближайшая посадка в Ялте – около «Поляны Сказок», под скалой Ставри-Кая. Но для того, чтобы на нее попасть, надо перелететь хребет Пендикюль (Серебряная беседка), это бывает сложно при ветрах восточных направлений. В этом случае альтернативный вариант – посадки в Гаспре.