Выбрать страницу

Правила техники безопасности для пилота параплана при полётах в горах

1. Требования к подготовке пилота

  • Теоретическая подготовка: уверенное знание основ аэродинамики, аэрологии, метеорологии и действующего законодательства. Постоянное повышение уровня своих теоретических знаний в данной области.
  • Практические навыки: уверенный старт в ветер 5 м/с и более, в том числе с боковой составляющей; навык полета в динамических, термических и термодинамических потоках; навык посадки на склон, на вершину, на ограниченную площадку.

2. Требования к снаряжению

  • Правильный уход и хранение снаряжения (защита от солнца, влаги и грязи на старте, аккуратная укладка  после приземления, удаление посторонних предметов и просушка после полета, хранение в сухом помещении).
  • Регулярная профилактическая проверка и своевременный ремонт снаряжения: крыла (отсутствие повреждений, продуваемости), строп (отсутствие повреждений, усадки, проверка на разрыв, замена), подвесной системы (целостность ремней и карабинов, регулировка), переукладка запасного парашюта.
  • Дополнительная проверка снаряжения после любых нештатных ситуаций на старте (протаскивание по земле, стропы зацепились за камни, ветки и т.д.), в воздухе (попадание в опасные режимы и выход из них) и при посадке (на дерево, ЛЭП, в воду).

3. Требования к состоянию здоровья и самочувствию пилота

Медицинские противопоказания к полетам на параплане:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • острые и хронические заболевания дыхательной системы;
  • травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата (переломы, посттравматический и послеоперационный периоды, склонность к судорогам и др.);
  • психические и неврологические расстройства (склонность к обморокам, нарушение координации движений, эпилепсия, шизофрения, маниакально-депресивный психоз, суицидальные наклонности);
  • беременность;
  • гормональные нарушения;
  • состояние алкогольного или наркотического опьянения;
  • любое заболевание, сопровождающееся повышением температуры и ухудшением самочувствия.

Запрещается полет после употребления лекарственных препаратов, оказывающих угнетающее влияние на ЦНС, вызывающих сонливость, замедление реакций и потерю координации. Как правило, это препараты запрещенные при управлении транспортными средствами. К ним, в частности, относятся:

  • седативные (успокоительные) препараты;
  • фитопрепараты с седативным действием;
  • транквилизаторы;
  • стимуляторы;
  • нейролептики;
  • средства от простуды;
  • средства от диареи;
  • снотворные препараты, принятые менее чем за 12 часов до полета;
  • средства анестезии при лечении зубов;
  • глазные капли, содержащие атропин;

Обязательное условие — достаточный сон накануне полета и достаточный завтрак.

4. Предстартовая подготовка

Проверить комплектность и состояние снаряжения, средств защиты и спасения пилота

Визуальная проверка непосредственно на месте старта:

  • отсутствие видимых повреждений ткани крыла, строп, карабинов, лент;
  • Проверка зачековки запасного парашюта;
  • Проверка креплений подвесной системы;
  • Отсутсвие посторонних предметов или узлов в стропах;
  • Шлем и обхваты подвесной системы должны быть отрегулированы и застегнуты;
  • Проверка исправности приборов и средств связи.

Запрещается старт в случае отсутствия, несоответствия или неисправности средств индивидуальной защиты (обувь, шлем, перчатки, запасной парашют) и средств связи.

Запрещается использовать для полетов неисправное, устаревшее или не соответствующее уровню подготовленности пилота снаряжение.

Помимо предметов, имеющих непосредственное отношение к полёту, при себе надо иметь:

  • заряженный телефон;
  • деньги;
  • документы (удостоверение личности, медицинский полис и т.п.);
  • контактные данные возможного подбора (такси, расписания рейсового транспорта и т.п.);
  • карту местности и компас на случай неисправности навигатора.

Перед стартом в новом месте

  • Анализ аэрологии — места старта, посадки, зоны предположительного набора высоты, опасные участки (роторные зоны, ЛЭП, зоны потери высоты – ущелья, водоемы), индикаторы силы и направления ветра.
  • Начинающим пилотам обязательно перед стартом ознакомление с местом предстоящей посадки, инструктаж по особенностям посадки на эту площадку.

Контроль метеоусловий

  • Контроль метеоусловий непосредственно перед стартом.
  • Контроль изменения метеоусловий во время полета. В случае признаков появления опасности – своевременное решение о посадке.

Запрещается старт в несоответствующих уровню подготовленности пилота аэрологических и метеорологических условиях.

Запрещается старт при наличии явных признаков опасных метеоявлений (грозовое развитие, критичное усиление или изменение направления ветра).

5. Правила полета в группе

Правило приоритета:

Более скоростной и маневренный летательный аппарат (ЛА) уступает медленному и менее маневренному:

  • у воздушных шаров преимущество перед всеми ЛА;
  • у параплана преимущество над дельтапланом;
  • у дельтаплана преимущество над планером;
  • у планера преимущество перед легким самолетом;
  • у легкого самолета преимущество над перед тяжелым.

Расхождение при встречном движении

При полете навстречу на одной высоте — отвернуть вправо и разойтись левыми консолями.

Полет на пересекающихся курсах

Параплан, имеющий помеху справа, должен отвернуть вправо или влево (исходя из своего положения и скорости).

Полет по одному и тому же маршруту на разной высоте

Параплан, летящий ниже имеет приоритет перед летящим выше. Верхний параплан должен уступить нижнему.

Обгон

Обгон осуществляется справа, пока обгоняющий не станет для обгоняемого помехой справа.

Полет вдоль склона

Встречное движение: 

  • приоритет имеет параплан, для которого склон находится справа.

Движение в одном направлении на одной высоте, склон справа:

  • догоняющий параплан должен сделать пол-оборота и/или изменить направление движения;
  • обгон справа у склона запрещен.

Движение в одном направлении на одной высоте, склон слева:

  • догоняющий параплан может обгонять справа;
  • обгоняемый параплан имеет приоритет до конца фазы обгона (до тех пор, пока обгоняющий не займет положение спереди).

Полет в термическом потоке

Выполняется «правило первой спирали» — все заходящие в поток становятся в спираль того же направления, что и первый пилот, начавший подъем в этом потоке.

Запрещено идти встречным курсом в термическом потоке.

Запрещено пересекать курс летящего вдоль склона.

6. Посадка

  • У параплана, совершающего заход на посадку (или завершающего ее), приоритет перед находящимися в воздухе парапланами и пилотами, стоящими на земле.
  • Если посадку совершают сразу несколько парапланов, приоритет у того, кто находится ниже всех.

В течение всего полета и после него держать включенной радиостанцию.

Важно!

То, что Вы знаете и соблюдаете эти правила, не гарантирует их выполнения всеми летающими вокруг Вас пилотами. Поэтому при полете в группе главное — внимательно следить за всеми, кто летает вокруг Вас и понятными общепринятыми действиями заранее предупреждать о своих намерениях.