- День 1. Устройство параплана. Подготовка к полету. Техника старта
- Теория – вы узнаете, из чего состоит параплан и почему он летает
- Практика – вы начнёте осваивать технику старта, научитесь готовить снаряжение к полету и укладывать крыло
- День 2. Рельеф, турбулентность и опасные режимы. Управление парапланом
- Теория – вы узнаете, как влияет рельеф на полет параплана и как избежать опасной турбулентности
- Практика – вы освоите управление полетом и технику посадки
- День 3. Анализ метеоусловий. Старты в разных условиях. Повороты
- Теория – вы узнаете как анализировать погоду и как правильно стартовать в разных условиях
- Практика – вы научитесь выполнять повороты на 180° и уменьшать скорость
- День №4. Пузыри. Планирование полета. Методы захода на посадку
- Теория – вы узнаете, как планировать полет и приземляться на точность
- Практика – вы научитесь приземляться в цель, освоите активное пилотирование
- День 5. Парение в динамике. Посадка на вершину
- Теория – вы продолжите разбирать опасные режимы и изучите технику посадки на вершину
- Практика – вы научитесь парить в динамическом восходящем потоке и отработаете посадку наверху
- День 6. Термические потоки. Посадка на склон
- Теория – вы узнаете о признаках и свойствах термических потоков
- Практика – вы научитесь приземляться на склон
- День 7. Прогноз погоды. Приборы. Поиск потоков
- Теория – вы узнаете, как прогнозировать погоду, находить потоки и пользоваться приборами
- Практика – вы научитесь парить в термодинамических потоках
- День 8. Полеты с прибором, обработка потоков и контроль высоты
- Теория – вы узнаете, как правильно летать с прибором
- Практика – вы научитесь набирать высоту в термиках
- День 9. Обработка потоков в слабый ветер. Режим “уши”
- Теория – вы узнаете, как складывать “уши” и применять акселератор
- Практика – вы научитесь обрабатывать потоки в слабый ветер и “складывать уши”
- День 10. Полеты в потоках. Маршрутный полет
- Список литературы
- Для начинающих пилотов:
- Для продвинутых пилотов:
Базовый курс обучения длится около 10 учебных дней. “Учебные” – значит дни с такими погодными условиями, когда обучение и полеты возможны.
В зависимости от погоды, последовательность уроков может быть изменена. При этом количество учебных дней может варьироваться как в бОльшую, так и в меньшую сторону. На практике чаще в бОльшую.
Помимо погодных условий, сроки обучения зависят от ваших темпов усвоения теории и практических навыков. От вашей готовности к самостоятельным полётам.
День 1. Устройство параплана. Подготовка к полету. Техника старта
Теория – вы узнаете, из чего состоит параплан и почему он летает
1. Полная аэродинамическая сила, её составляющие и физика их возникновения.
2. Снаряжение и экипировка пилота:
- лётное снаряжение: параплан, подвесная система и запасной парашют;
- приборы, средства связи и навигации;
- одежда и обувь;
- средства защиты: шлем и перчатки.
3. Конструкция и терминология – из чего состоит параплан:
- купол;
- стропная система;
- свободные концы;
- подвесная система.
Практика – вы начнёте осваивать технику старта, научитесь готовить снаряжение к полету и укладывать крыло
1. Демонстрация инструктора:
- подготовка к старту: распаковка, проверка, надевание подвески, подцеп;
- подъём купола прямым и обратным стартом;
- удержание купола, манёвры с куполом
2. Самостоятельная подготовка курсанта к работе с куполом:
- разложить параплан для старта, проверяя целостность ткани;
- расправить стропы, проверить на отсутствие перекручивания, завязок, повреждений;
- надеть шлем, подвеску, отрегулировать под себя;
- подцеп к параплану.
3. Предполётная проверка:
- параплан и стропы;
- соединения;
- метеоусловия;
- пространство.
4. Подъём, удержание и гашение купола; одновременно – расправление и подготовка купола на земле для подъёма.
5. Старт, прямой или обратный, в зависимости от метеоусловий.
6. Осознанные манёвры с куполом. Имитация старта. Отрывы от земли.
7. Первый прямолинейный полёт в вечернем “молоке”.
8. Извлечение мусора, осмотр.
9. Укладка параплана и снаряжения в рюкзак.
10. По дороге с места тренировки: анализ действий, характерные ошибки, задача на обдумывание своих действий (для выработки подсознательной моторики).
День 2. Рельеф, турбулентность и опасные режимы. Управление парапланом
Теория – вы узнаете, как влияет рельеф на полет параплана и как избежать опасной турбулентности
1. Краткое введение в опасные режимы полёта:
- асимметричный подворот;
- подворот центральной части крыла;
- полный фронтальный подворот;
- асимметричный срыв потока;
- полный срыв потока;
2. Обтекание препятствий, турбулентность:
- обтекание склона и отдельного препятствия;
- вид обтекания в зависимости от геометрии препятствия;
- турбулентность – механическая, термическая, среза;
3. Влияние турбулентности на параплан:
- влияние усиления/ослабления ветра на всё крыло;
- влияние усиления/ослабления ветра на часть крыла.
Практика – вы освоите управление полетом и технику посадки
1. Повторение пройденного материала, подготовка к старту.
2. Отработка мощного, правильного старта, прямолинейного полёта и посадочных мероприятий (выравнивание, глубокое торможение).
3. Перенос параплана по парадрому.
4. Повороты на 45°, 90° с помощью клевант.
5. Отработка старта в штиль.
6. Подведение итогов, разбор ошибок, задание к следующему занятию.
День 3. Анализ метеоусловий. Старты в разных условиях. Повороты
Теория – вы узнаете как анализировать погоду и как правильно стартовать в разных условиях
1. Метеоусловия, вызывающие опасные режимы.
2. Относительность движения. Сложение/вычитание скоростей.
3. Различные условия стартов. Особенности обратного старта в разных условиях.
4. Эксплуатация, обслуживание и ремонт параплана.
5. Анализ текущих погодных условий.
Практика – вы научитесь выполнять повороты на 180° и уменьшать скорость
1. Полёт на повторение предыдущего материала – повороты на 45°, 90°, управление клевантами.
2. Повороты до 180° с помощью клевант, весом, смешано.
3. Контроль расстояния до склона
4. Полёты на уменьшение скорости.
5. Повороты на небольшой скорости.
6. Отработка старта в штиль.
7. Подведение итогов, разбор ошибок, задание к следующему занятию.
День №4. Пузыри. Планирование полета. Методы захода на посадку
Теория – вы узнаете, как планировать полет и приземляться на точность
1. Пузыри как причина возникновения колебаний. Образование пузырей.
2. Планирование полёта:
- анализ текущих погодных условий; поиск ориентиров для определения направления ветра;
- анализ обстановки в воздухе, поведения уже летающих парапланов, сопоставление этой информации со своим уровнем и принятие решения о полете/отказе от полета;
- выбор возможных мест посадки;
- планирование захода на посадку в зависимости от направления ветра;
- продумывание своих действий в полете (задача минимум и задача максимум);
- выбор направления полета сразу после старта.
3. Посадка на точность, на ограниченную площадку. Методы захода. Конус возможностей.
4. Запасной парашют: как выбрасывать и особенности применения.
Практика – вы научитесь приземляться в цель, освоите активное пилотирование
1. Повторение пройденного материала – управление скоростью (больше-меньше).
2. Несколько полётов на выполнение поворотов до 180°.
3. Планирование полёта с выбором цели и посадка на точность.
4. Постепенное добавление к предыдущему упражнению элементов активного пилотирования.
5. Тренировка выброса запасного парашюта (для этого может быть выделено отдельное время в нелетный день)
6. Подведение итогов, разбор ошибок, задание к следующему занятию.
День 5. Парение в динамике. Посадка на вершину
Теория – вы продолжите разбирать опасные режимы и изучите технику посадки на вершину
1. Асимметричный/полный срыв потока (углубленно).
2. Асимметричный подворот, фронталка (углубленно).
3. Техника подъема крыла и старта в сильный ветер.
4. Особенности посадки на вершину.
6. Анализ текущих погодных условий.
Практика – вы научитесь парить в динамическом восходящем потоке и отработаете посадку наверху
1. Полёт на повторение пройденного материала – поворот до 180°, активное пилотирование, посадка в цель (в идеале всё вместе).
2. Подъем крыла и старт в сильный ветер (6-8 м/с).
3. Парение в динамическом восходящем потоке (ДВП), контроль расстояния до склона, скорости, курса, активное пилотирование, посадка внизу.
4. Парение в ДВП, активное пилотирование, посадка наверху.
5. Подведение итогов, разбор ошибок, задание к следующему занятию.
День 6. Термические потоки. Посадка на склон
Теория – вы узнаете о признаках и свойствах термических потоков
1. Размеры и сила термических потоков.
2. Признаки термических потоков.
3. Теория посадки на склон.
4. Анализ погоды вчера, сегодня, прогноз на завтра.
Практика – вы научитесь приземляться на склон
1. Парение в ДВП, активное пилотирование, посадка в цель, посадка наверху.
2. Посадка на склон.
3. Совершенствование навыков активного пилотирования, попытки ощущать восходящие потоки, развороты в подъёмах.
День 7. Прогноз погоды. Приборы. Поиск потоков
Теория – вы узнаете, как прогнозировать погоду, находить потоки и пользоваться приборами
1. Анализ погоды вчера, сегодня, прогноз на завтра.
2. Визуальное определение отрывающихся пузырей по признакам.
3. Определение возможных источников и триггеров потоков.
4. Приборы, принцип действия, запаздывание.
Практика – вы научитесь парить в термодинамических потоках
1. Парение в термодинамическом воздушном потоке (ТДВП).
2. Совершенствование навыков активного пилотирования.
3. Развороты в пузырях. Набор высоты за счёт разворотов восьмёркой, спиралью в пузырях и потоках.
4. Посадка на вершину, на склон, в цель, на ограниченную площадку.
5. Подведение итогов, разбор ошибок, задание к следующему занятию.
День 8. Полеты с прибором, обработка потоков и контроль высоты
Теория – вы узнаете, как правильно летать с прибором
1. Приборное оснащение. Правила полёта с прибором.
2. Ощущения при попадании в поток и пузырь, а так же при выходе из них.
Практика – вы научитесь набирать высоту в термиках
1. Парение в ТДВП.
2. Наборы высоты, необходимые для выполнения спиралей.
3. Спирали, контроль высоты, активное пилотирование. Попытки обрабатывания и центрирования потоков.
День 9. Обработка потоков в слабый ветер. Режим “уши”
Теория – вы узнаете, как складывать “уши” и применять акселератор
1. Выбор и покупка параплана, снаряжения;
2. Техника выполнения складывания ушей и что происходит с крылом, ситуации, когда этот режим нужен;
3. Повороты с помощью заднего ряда;
4. Акселератор – что происходит с крылом, тактика применения;
Практика – вы научитесь обрабатывать потоки в слабый ветер и “складывать уши”
1. Обработка потоков в слабый ветер;
2. Полёт с большой высоты и “ушей”.
День 10. Полеты в потоках. Маршрутный полет
Полёт с большим перепадом высоты с обрабатыванием потоков и попытками маршрутного полёта.
Почему точная дата завершения обучения не может быть известна заранее?
Во-первых, обучение полетам на параплане у разных людей происходит по-разному. Кто-то “схватывает на лету”, кому-то требуется больше времени. Поэтому подход к обучению – индивидуальный. Инструктор допустит Вас к следующему этапу только убедившись в вашей готовности. Это – вопрос безопасности.
Во-вторых, многое при обучении полётам на параплане зависит от погоды: если вам повезёт – дней с “учебной” погодой будет много и обучение пойдет быстрее.
В-третьих, крайне важно отношение к занятиям, мотивация и инициатива ученика. Чтение рекомендованной литературы, самостоятельный поиск информации, анализ погоды и аэрологии местности, добросовестное выполнение требований инструктора и работа над собственными ошибками – все эти действия могут ускорить процесс обучения.
Список литературы
Для начинающих пилотов:
- Волков. И.В. Мечта летать / И.В Волков. – Москва, «СФИНКС», 1999. – 246 с.
- Тарасов А. Параплан. Летайте безопасно / А. Тарасов.- М.: «Гималайя», 2010.- 115 с.
- Пэггин Д. Понять небо – Н. Каховка: Пиел, 1997. – 342 с.
- С. Жукарин. Параплан (издание III) / Феодосия: изд-во ПИЕЛ, 2011. – 131 c.
- Мартынов. А. Ментальная подготовка пилота СЛА / А. Мартынов. – М.: «Гималайя», 2012. – 207 с.
Для продвинутых пилотов:
- Бурхард Мартинс. Книга Термиков. Учебник по маршрутным полетам / Мартинс Бурхард. – Брянск, 2006. – 232 с.
- Бурхард Мартинс. Книга маршрутных полетов. Пилотам параплана и дельтаплана / Мартинс Бурхард. – М.: «Гималайя», 2009. –178 с.
- Дэнис Пэйген (Dennis Pagen). Perfomance of Flying. Перевод с английского Поздняков П.И., Гусев Д.В. – 2006 – 505 с.